Его народ первым проголосовал против принятия конституции единой Европы. Что французы следуют голосу веков с берегов Невы или это естественное стремление наций на самоопределение? На сохранение своей самобытности? Необходимости всех и каждого всем и каждому, как говорил критик русской литературы.
Вечные вопросы волнующие лучшие умы человечества. Как стать личностью, оставаясь человеком, сыном своей наций. Талант и народность - равновеликие способности, данные природой. Как их сочетать в одной единой личности и быть литератором народным?
Закономерный вопрос, требующий ответа от творческой личности. Ответ прост: умение выражать своей личностью дух своей нации. Ах, как зато труден и тернист путь к нему. Счастье, данное единицам, найти прямой путь, не ведая ошибок. Кто они - пророки человечества? Чей талант и судьба зарождались всегда в слове божьем. Конечно, поэты! Творение божье талантливо, ибо суть мироздания справедлива и прекрасна. Во все века и во всей вселенной. Мы созданы из любви, любовью, для любви.
1955 год. Казахстан. Караганда. Майкудук. Шахта № 33/34. Поэт и шахтер Жумекен Нажимеденов также задумчив по-своему. Именно об его задумчивости и музыкальности мысли Жумекена отметят современники, когда поведут разговор, с чем же он пришел в казахскую поэзию. Именно здесь в лаве, в клубе и библиотеке шахты он четко и ясно осознал свой путь как народный литератор. Читая между сменами и репетициями труды Абая, Шокана, Гоголя, Белинского, он стремился в своих стихах представить жизнь в согласии с законами гармонии. Чудные барханы родного Кошалака в Атырау, поющая Сары Арка, огненная лава, богам данный талант и национальный дух, великие чувства наполняли его, ежечасно призывая поэта к откровению. Нужен был толчок, событие, миг мысли, истины и озаренья. Тот час настал в позолоченный солнечными лучами октябрьский день 1956 года. Ум, воля, талант, любовь поэта Жумекена выплеснулись в едином порыве в знаменитых стихах «Менің Қазақстаным». Всю душу, юноша вложил в эти стихи и блеском мысли озарил. Поэт. Великий поэт рождался в тот час вдохновения. По истине Лермонтовский Поэт.
Гражданская, всепобеждающая лира зазвучала, запела в его душе. Народ ликует. Добыт миллиард пудов хлеба. Молодой человек взволнован. Ему, сироте кровавого лихолетья и шахтеру известен вкус трудового хлеба. Студент с порога консерватории спешит на площадь имени «Коминтерна», до куда рукой подать. Поэт среди ликующего народа. Миг торжества труда и радость победы. Бежит поэт со Старой площади к столу. Впечатленья великого счастья труженика-хлебороба хранит в уме. Перо и лист бумаги, и вот из сердца льется тот долгожданный стих - «Менің Қазақстаным», отражая лучшие, высшие, глубинные, сокровенные грани национального духа. Ох, как дорого достались ему и народу эти поэтические строки. Мы, казахи, после песен «Елім-ай», «Жас қазақ» ждали именно эти стихи- песню, гимн духа нации, вобравшую в себя всю стихию народной души и музыку времени. Благодаря этому стиху в те далекие пятидесятые годы XX века юноша Жумекен стал национальным поэтом. Он явился в казахскую культуру Народным литератором. Поэт, осмысливая свой пройденный путь, предчувствуя свою скорую смерть, потребует оценки его труда от самого господа бога, не дождавшись равновеликого отклика современников. Стихами «Менің Қазақстаным» поэт воздвиг себе памятник в поэзии и жизни. Как в них зазвучала душа казахская. Каков его язык. Божественный звук слышен в каждом слове. Стройные строки, тайна музыки и слова влекут за собой. Сердце каждого из нас наполняет океан чувств, напор мысли, пафос поэтической любви к родной земле, сыновья гордость за свою нацию, величие труда, желанье счастья. Любовь, любовь и еще раз любовь. Любовью наполнена и светиться душа поэта в стихах. «Язык, окрыленный порывом мысли, обнаруживает свои достоинства, подчиняя их вместе с тем единой господствующей цели. Ему передается нравственность чувств, и в стиле начинает светиться душа». Эти слова великого немецкого мыслителя и гуманиста Вильгельма фон Гумбольдта по праву можно отнести и к стихам поэта Ж. Нажимеденова. Именно в этих стихах светиться вся поэтическая душа молодого Жумекена. Следует отметить, что этот стиль был присущ поэту изначально. Дар божественный. Природы чудо. Он тонко чувствовал и воспринимал грядущие изменения в обществе, именно по пути возрождения нравственных начал в каждой нации. Наверное, это происходило от настроя его поэтической души, таланта творчества, присущей всем поэтам-мыслителям. В 1951 году в период ожесточенной борьбы по освещению истории Казахстана М.Ауэзов, отстаивая свою позицию, из глубины души своей воскликнул: «Как все поэты, мыслители домарксовского мышления и Абай считал, что основным решающим фактором в изменении жизни общества является нравственное начало. У него была своя религия, были и иные ошибки». Мы еще не раз убедимся в правоте М.Ауэзова, эти его слова и сейчас раскрывают всю сложность становления идеологического