В этих стихах проявился национальный поэт. Жумекен выступил истинным художником, давшим пейзаж души казахской нации, лирический образ казахской нации. Авторское личностное «Я» в припеве стиха-песни превращается ты, он, мы – весь народ, вся нация в прошедшем, настоящем и будущем, где связующим звеном выступает дух народа, нации. Это гражданское «Я» личности определяет его этно-политическую связь с государством - Ел. Тем самым, вечным, божественным Ель - государством на исконной казахской земле. Основополагающий принцип деятельности Республики - Казахстанский патриотизм заложен в этой песне. Провозглашая в 1990 году государственный суверенитет, мы - народ Казахстана заявляли об осознании ответственности за судьбу казахской нации. Именно ответственность за судьбу казахской нации слышна в каждой строчке этой песни. Он влюблен в свою нацию, родную страну, землю. Как Лукиан из Самосаты: «Я думаю, что все навыки, все знания люди накапливают для того, чтобы принести больше пользы родине, и богатства они умножают из честолюбивого стремления истратить их для блага отчизны. И по-моему, они правы: не следует быть неблагодарным, получив такие великие блага. Ведь если мы благодарны одному человеку, который сделал нам добро (так требует справедливость), то гораздо больше должны мы платить родине подобающей ей любовью. В городах существуют постановления, карающие дурное обращение с родителями, родину же следует считать общей для всех матерью и приносить ей дары в знак признательности за то, что она вскормила и вспоила людей и дала им знание законов».
Для блага нашей Отчизны и памяти предыдущих поколений шахтеров и поэтов, в знак признательности и любви к Великой Отчизне патриотами города и Республики ТОО «Машзавод № 1» вложены средства в издание настоящей книги.
Любя отчизну, Жумекен готов и зовет всех и каждого звучать как песня, расцвести как цветок. То есть, служить. Не имея права покинуть страну и имея обязанность служить Отчизне. Все для Отчизны, таково справедливое требование любви. Основной закон сынов отчизны. Поэт, следуя зову души, служил и погиб за письменным столом. Жумекен лечил своими стихами сердца других и от сострадания к другим в их горе, ненастье разорвало сердце его самого. Не уж то, он так пророчески избрал стихи С. Кирсанова «Творчество» и перевел их на казахский язык. Объем стиха большой, речь идет о том, что врач, спасая сердце солдата, сам погибает от разрыва сердца. Мы приведем лишь эти строки:
«И пускай мое от боли
Сердце разорвется-
Это в жизни, это в песне
Творчеством зовется».
Творение добра. В жизни и в песне. Поэзия, стихи лечат не только душевные раны, но человек и физический становиться намного чище и краше от стихов. Он смывает всю накипь повседневности и сердцу легче биться и дышать.
Держать другое сердце нежною рукой поэтам обворачивается смертью. Верно, говорят, что творчество равно смерти. То есть, горение в творчестве, жизнь в творчестве. Потому и великое творчество бессмертно. Что в стихах отмечено, то в жизни сбывается. Разве не знали поэты об этом законе. Знали и сознательно шли на это, отрекаясь от своего личного счастья, во имя других. Ибо без счастья всех, нет личного счастья поэта на этой земле. Жумекен желал счастья своей отчизне: Біздің ел бақытты. Вот какая у него прекрасная страна.
Он был честен и трудолюбив. Поэт считал счастьем остаться на родной земле в час смерти. «Өмір түбі – иман ғой» - жизнь - бесконечный покой. Не пытаясь понравиться кому-то. Не нуждаясь ни в почести, ни в народе. И средь славных есть среда для тщеславия. Лишь будем скучать по бескрайним просторам привычным (Эллегия. Незвал - Жумекен). Вера и любовь звала его к поэтическим вершинам. Почему был? Почему погиб? Он и есть сейчас, в своих трудах. В душе и памяти народной. Поэт с нами, во времени нашем. Он как радиосигнал, опережая свое время, остался в вечности. Хотя в прошедшем и в настоящем достойно не оценено его поэтическое наследие. Нуждался ли он в человеческой оценке. Как человек-личность и поэт. Нужна ли была ему слава и похвала людская? Мыслил ли он о толпе презренной? Кем и чем он вдохновлен? Как современно звучать эти мысли-откровения Лермонтова в отношении поэта Жумекена? И как созвучны им слова Сабита Муханова о месте творца в истории литературы, сказанные им в докладе на собрании писателей в 9 декабря 1944 года:
«История литературы не есть блюда, разносимое по признаку родового старшинства. В истории литературы должны занимать места такие литераторы, на произведениях которых воспитывался бы народ и произведения которых служили бы духовной пищей». Лучше классиков о классиках не скажешь.
А, песня «Менің Қазақстаным» оказалась тем произведением, на котором вот уже 50 лет воспитывается народ и он служит для нации духовной пищей. И оно занимает свое почетное место не только в истории литературы, но и в душе нации. Она живет, она зовет к гражданской доблести и отваге.
Кто ценитель тр