и и метафор, недра его поэзии богата чувством прекрасного и справедливого. Месторождение его таланта – Кошалак - Караганда. И в разработке глубокой жилы его жизненного таланта выступил Кенжин Аукебай, инженер поэтической души:
«Так бей, незнай отдохновения,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека –
Дроби, мой гневный ямб, каменья!».
Так, по-Блоковски- Кенжински трудился Жумекен, немеркнущая звезда мировой поэзии.
И песня «Менің Қазақстаным» в поэтической короне казахской национальной культуры горит как алмаз издалека. Теперь, на большом расстоянии понимаешь, как прав Жумекен, что в случайностях нет случайности. ВЦСПС в канун съезда партии власти проводил всесоюзный смотр художественной самодеятельности. Караганда за два месяца создала ансамбль горняков, состоящих из лучших исполнителей города. Жумекен в ансамбль пришел из клуба шахты № 33/34. Профсоюзом были выделены средства, в Алматы заказаны и сшиты национальные казахские одежды, профессиональные музыканты для обучения членов ансамбля доставлялись самолетом. В репертуар ансамбля были включены песни М. Тулебаева «Радость», «Шахтерский марш» и народная песня «Караторгай». Во всем чувствовался широкий размах, сила духа, мощь организатора, научный подход в планировании, высокая культура. Сталь закаляла сталь, вот почему Жумекен называл Кенжина А. образно по-казахски «мықты», и этот образ нашел отражение в той знаменитой песне в словах «Қазағым мықты ғой». А.Кенжин сквозь угольную пыль сумел разглядеть талант Жумекена, вселить поэту уверенность в своем даровании, дать толчок полету. Жумекен - алмаз возник там - в глубине сердец шахтеров, под воздействием жара их души и высокого накала времени. Вот поэтому-то и родилась на Карагандинской земле песня-гимн «Менің Қазақстаным». Иначе и быть не могло. Только шахтер-поэт, смело и гордо шагающий на смену мог создать этот величественный, поэтический монумент. Тому свидетельство его судьба, исторические события тех лет и творчество поэта. Стих рожденный им призывает воздвигнуть памятник его творцу. Столица шахтеров дала народу художника слова с поэтическою мыслью, музыкальностью. Как в Пушкинском «Пророке»:
« И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И уголь, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул».
Слава шахтёрам! Слава шахтерскому труду! Слава поэтам, воспевшим героев! Поэзия Жумекена величественна именно в этом пламени его души. Горит огонь, горит и зовет гореть всех нас поэт-шахтер. «Мыслитель. Художник. Поэт, имеющий свое Я в поэзии. Создатель оригинальных стихотворений, не похожих на все другие и в том числе на свои другие стихи». Эти слова С.Муканова, сказанные им 16 апреля 1952 года напрямую можно отнести к Жумекену 1956 года. «Оригинальные стихи возникают только тогда, когда данный поэт связан с какой-то, хоть маленькой, но настоящей правдой жизни. Порой пишем стихотворения несмотря в лицо жизни, не видя красот, которые она дарует. Человеку интересно читать то, чего он не знает. Развитие какой- нибудь идеи до логического конца – это, на мой взгляд, есть сюжет».
Вот именно Жумекен горел идеей, доводил их до логического конца, слышал музыку времени и в его стихах возникал сюжет-эпоха.
Строки пакистанского поэта Фаиз Ахмад Фаиза из стихов «Совершенство» просят процитировать их именно здесь и сейчас:
«Кипение страсти
В дела обратить бы!
Что спрятал память,
Пора оживить бы!..»
Память всегда жива, только его сокровища спрятаны в творениях поэтов. Они выступают столь желанной находкой для души человека. Кипение страсти и заложены вечных поисках прекрасного и истины.
Современник казаха Кенжина А. турок Назым Хикмет в 1958 году в стихах «Разговор с мертвым Незвалем» написал:
«кто умер – больше не умрет.
Я понимаю это, Незвал:
Ты - мертв, однако ты из тех
Пражан бессмертных, с мудрым сердцем.
Не нужно скорби- но сегодня
Со мною рядом - ты один…».
Пусть уйдет скорбь, останется лишь память поэтов, граждан бессмертных. Они, Кенжин А. и Ж. Нажимеденов, Ш. Калдаяков, посвятившие жар души, мудрость сердца и сегодня рядом с нами, потому что:
«встает и созревает солнце-
На свете слаще нет плода».
Потому что, «Алтын күн аспаны...» и вновь восходит золотое степное светило над родными просторами.
Музыка к этим словам написана была не сразу, для рождения торжественных звуков к великим словам нужна была любовь. Прочная, верная, вечная любовь, как природа. Любовь поэта и композитора. Двух простых сынов казахского народа, жизнь которых станет песней. Они выполнили завет учителя Абая, призывавшего казахов стать друзьями. Их подружила любовь к песне, о которой лучше Н. Хикмета не скажешь:
«Песни людские прекрасней, чем люди,
Надежней, чем люди,
Печальней, чем люди,
Прочнее, чем люди,
И песни любил я больше людей».
Ж. Нажимеденов любил играть на домбре и петь в юности в Атырау. Он пел и Караганде на сцене Дворца культуры горняков, где ранее в февральские три дня 1955 го