да пела соловей казахского народа К.Байсеитова в сопровождении оркестра народных инструментов имени Курмангазы с главным дирижером Ш.Кажыгалиевым. Вот почему Кенжин А., тогда секретарь Карагандинского обкома партии, настоял о поездке поэта на учёбу именно в консерваторию. Жумекен первоначально выбирал филологию, неудача в Алматы летом 1955 года привела его в столицу горняков. В тот год для юноши Жумекена выпало не мало испытаний. В начале года умер его любимый поэт-воин К.Аманжолов, затем летом дед Нажимеден, его последняя опора в жизни. Он не раз придет к ним на могилу, и выскажет чувства к ним в поэзии и прозе. Пока поезд судьбы вез юношу в неизвестность, поэта в вечность. На перроне его провожал Ержанов Губайдулла, отец Айша–апай, направивший Жумекена в г.Караганду с двухгодичной комсомольской путевкой за славой шахтерской. Жумекен вернулся со славой поэта, которому он обязан своему милому краю - Кошалак, где рождался талант будущего мастера. Он считал, что каждая сопка отчизны по праву достойна, называться Родиной. В стихах он называл родной Кошалак своей Меккой и Мединой. Он любил и воспел всю казахскую землю. Величественный Алатау он сравнивал со стихами гениального Абая. Он ни с кем не боролся, верил и предсказал, что за него будет бороться его поэзия. Его талант и трудолюбивая натура вобрали в себя всю поэтическую школу степи, традицию, при этом не теряя своего голоса. Его встречала и провожала мудрость и любовь людей, когда он колесил по стране как журналист и писатель. История человечества складывается из историй судьбы конкретных людей, как мировая культура складывается из национальных культур. Вне человека, наций нет истории мировой. Как нет, и не будет мировой культуры без национальных культур её составляющих. Правовая мысль человечества о необходимости объединения в целях сохранения всех наций привела к созданию всемирной организации. В художественно мудром, музыкальном, лиричном мире поэта Ж.Нажимеденова есть и мир поэзии права. В знаменитой песне поэт подчеркивает единство обязанности и права: долг чести каждого исполняет обязанности гражданина и осуществление своих прав человека. Путь к гражданскому обществу в любом государстве лежит через создание гражданина своей страны, патриота своей отчизны и свободолюбивой личности. Только верность и служение истокам и почве ведет нас к миру. «Поэзия вывела поэта в мир. Они не стали министрами, их не поддерживали сильные мира всего, но их поддерживает поэзия». Этих слов о поэзии нет в стихах «Автобиография» у Н.Хикмета, их ввел в своем переводе Ж. Нажимеденов, расслышав голос поэта сквозь музыку слов. В этом ему неоценимую помощь оказала его природная музыкальность, годы учёбы в консерватории в 1956-1959 годах. Он получал уроки у больших мастеров, звёзд мировой музыки и дирижерского искусства. Одни только их имена звучать как симфонии: А.К.Жубанов, Шаргородский Л.М., Мансуров Ф.Ш., Сарыбаев Б., Мухитов К., Тастанов Х.Т., Хамиди Л.А., Османов Т., Ш.Кажыгалиев.
А какими они были и остаются великими воспитателями души человеческой. 31.08.1956 год первое заседания кафедры казахских народных инструментов консерватории с участием студентов всех курсов А.К.Жубанов открыл с предложением почтить память старейшего педагога Шабельского С.Г., без которого первый год начали учёбу. И замерли они плечом к плечу аристократы духа, музыки, поступка вместе с юностью страны. Как современна реплика Шаргородского Л.М., прозвучавшая на заседании кафедры 6.03.1957 года о необходимости введения предмета об истории исполнительства на казахских народных инструментах, казахской литературы, для поднятия общего уровня знаний студентов.
Во истину пророческими оказались великолепные слова преподавателя консерватории Т.Османова о том, что они должны воспитывать художников. Чарующие звуки музыки обогатили духовный мир мастера. Поэтом было создано созвездье стихов о шедеврах казахской музыкальной души. Вся его поэзия пронизана музыкой. Там у Жумекена есть всё. Талант и школа. Таинственная, незримая связь музыки и стиха, непроходящая связь времен, гражданственность. Аромат песков, горький запах полыни, росы, радуга цветов, звездное небо, степь и горы, пейзаж природы и души человека.
Откуда всё это у Ж. Нажимеденова? Где его истоки? Кто был его учителем? А.Ахматова считает, что «у Мандельштама, чьи стихи поражали совершенством и ниоткуда не идут, нет учителя. Вот о чем стоило бы подумать. Я не знаю в мировой поэзии подобного факта. Мы знаем истоки Пушкина и Блока, но кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама».
Поиск истоков, учителя Ж. Нажимеденова о чём вел речь поэт в своем дневнике 1983 года меня привел к одному единственному верному ответу. Он вышел из самого себя и его Учитель сам господь бог. Да, простить меня всевышний к такому выводу пришел, читая ту же Ахматову и Абая. Помните стихи А.Ахматовой «Творчество» о звуке нисходящем ни откуда.
Чьи слова послышались поэту? Кем прод