вости. Геометрия человеческой жизни в гармонии красоты и справедливости. В мире поэзии чувство прекрасного и справедливого есть две сестры. Так считал Незвал. Абай требовал, чтобы искусство проистекало из справедливости. Назначение господом Богом судного дня по мысли Абая справедливо и проистекает от любви господней к человеку. Судья должен судить по праву. Сметь суждение свое иметь, так же право человека. Наказание по уголовному праву назначается для восстановления социальной справедливости. Социальная справедливость и есть гармония, то прекрасное к чему устремлено человечество. А «под знаменем родства и равенства», как перевел Жумекен, ужасы рождает век – железный - век XIX. Мысль Блока о жизни в поэме так естественно тянется незримой нитью поэтической мысли к поэзии Сыпыра жырау, казаха, жившего и творившего в XIII- XV вв.. Здесь приведу лишь две строчки, как Сыпыра жырау и Блок один в один описывают жизнь казахов и русских:
«Бағы тайса еліңнің
Қақаған қыс болсада
Мұз айырылатын сең болар».
В известной сказке «Тысяча и одна ночь» в точь в точь та же мысль:
«Владели, правили, старались власть упрочить,
Прошли их времена - их знать никто не хочет.
Кто справедлив был - добра вкушает мёд,
Кто был несправедлив, того судьба доймет!
НЕ упрекай судьбу! Она не виноватит,
А только часть за часть, за меру меру платит».
Необходимость знания меры во всем. Таковы правила человеческой жизни в сообществе людей. Последствия нарушение этого правила описаны Абаем. Незнание меры сокращает время жизни. Безмерность сокращает знание о тебе. Власть вечна, человеческая жизнь быстротечна. Чувство власти сладостна, а судьба горька. Единственный владелец власти во вселенной по определению Абая это «Патша құдай». Справедливость жизни заключена в нашем своевременном уходе и приходе нового поколения в продолжение рода человеческого. Собственность всегда есть ответственность. Большая собственность - большая ответственность. Правитель должен править правильно и по праву. Таковы правила правления в поэтических произведениях прошлого.
Ответственность за отсутствие социальной справедливости настигает в самый неожиданный момент. Поэзия вечно справедлива. Поэты всегда социально активные граждане своей страны. Ради социальной справедливости, во имя прекрасного шел Пушкин к барьеру на дуэль временем своим. Красота спасительна, справедливость прекрасна.
Необходимость социальной справедливости, ведущей к общественному согласию и политической стабильности нашло свое отражение в утверждении Республики Казахстан себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Истина и справедливость требует наполнения всех этих конституционных характеристик государства ясной определенностью и сущностной завершенностью. Национальному государству, каковым является Республика Казахстан в соответствии с Декларацией о независимости нужен национальный лидер, о чём провозгласил Президент страны. Да, это историческая необходимость. Новое государство всегда нуждается в своих архитекторах, созидателях. Но более всего государство и нация нуждается в национальном поэте. В человеке, гражданине, обладающим поэтическим даром, несущим и доносящим глас народа до сильных мира всего и самой нации. Вопреки вечному лозунгу официальной пропаганды со времен эпохи Антонинов: «счастливое время» и «римский мир». На восклицание льстецов «Возможен ли лучший и более полезный строй, чем нынешний?!» звучит с их уст праведный ответ. Поэты озвучивают то, что спущено с небес, вопреки требованию временщиков, отказываясь быть закулисным глашатаем интересов лишь частных лиц, выдвигаясь на сцену жизни. Не потому ли:
«И власть торопится скорей
Всех тех, кто перестал быть пешкой,
В тур превращать, или в коней…».
Может быть, в этих строках поэмы о шахматной игре заложена поэтическая мудрость Блока. Наверное, стремление человека не быть пешкой зарождается в несправедливости самого правящего режима, превращающего его в пешку. Кем же может стать пешка в своих устремлениях? Почему власти, по мысли поэта, удобны и выгодны именно указанные шахматные фигуры? Возможно, шахматная игра выдумана в назидание правителей? Все-таки кем же стать человеку, чтобы перестать быть пешкой? Человеком и гражданином, являющимися обязательными составляющими мира личности. Личностью. Поэтом. Творцом прекрасного и справедливого.
Поэт всегда народный, певец национального духа. Глас народа - глас божий. Служение господу богу изначальное предназначение человека. Нужна ли человеку оппозиция? Может ли быть поэт в оппозиции к власти и народу? Нет. Поэт всегда выше любой земной власти. Более того, порою сама власть людская и нация оказываются в оппозиции к поэту. Не осознавая и не принимая того, что устами поэта к ним обращается всевышний. Любая оппозиция всегда есть результат ошибочных действий всякой власти. Будь то она светская, религиозная, отцовская. Единственным источником государственной власти является народ. Поэтому народ и поэт не желает ошибок вл