свое внимание на повышение производительности труда, на увеличение добычи угля, руководители шахты должны ни в коем случае не забывать о том, что людям надо создать все необходимые производственные и бытовые условия. В этом—залог успеха.




Ата жұрт – Абыралым

Музыкасы: Есжан Әміровтікі
Сөзі: Серік Ақсұңқарұлынікі

Туған елім - Абыралы, алтын шаңырақ,
Саған келіп айдалада қалдым аңырап.
Есіміңді естігенде ел дір етеді,
Дегелеңге карағанда дегбір кетеді.

Қайырмасы:

Өр тауым - Дегелеңім,
Құйылған өзегіңнен өлең едім.
Мен де бір отты айналған,
Саған кеп тоқтай қалған,
Өртеніп кететұғын көбелегің.

Балалығым ойнақ салып қайда қалды екен,
Дегелеңнен өте шығып қайда барды екен?
Жас күнімде бет жүзімді жуған бел қайда,
Туған елім айтшы маған Дегелең қайда? !

Қайырмасы:

Азалы - Абыралы,
Жүрегім бір өзің деп аңырады.
Жүрегім бір өзің деп,
Сені іздеп жүремін кеп,
Қайтейін, қайран Анам - Абыралы.




Жизнь как всегда оказалась сложнее, прекраснее, мудрее и искреннее чем любой вымысел. Мы устремились в степь. Оставаться в городе было невыносимо. Нужен был простор и свежий ветер. Разговор с таксистом перескакивал как обычно от одной темы к другой. Вдруг мы услышали историю его детства и чуть было не испортили всё своим нетерпением. «Вы, право удивлены? Наверное, в Вашей жизни не было событий. Мне сейчас 55 лет.
Помню свое детство с 4 лет. Мы с матерью приехали в г. Караганду в 1954 г. с Волги. Стали жить в Майкудуке. Там, кроме шахт стояли лагеря. Вся Зеленая балка была усеяна вышками в колючих проводах. Машины. Солдаты с автоматами и заключенные. Почему, это так запомнилось мне. Из-за собак. Огромные, очаровательные овчарки. До сих пор перед глазами. Собаки. Стволы. Солдаты. Рядом с шахтой № 33/34, когда ехать по дороге со старого города было кладбище. Там еще кресты сохранились с датами: 1932, 1934, 1937. Даже дорогу, говорят старики, проложили через казахское кладбище. Почему мы такие, откуда мы? Почему мы живем только одним днем, не помня прошлого и не думая о будущем?»…
Машина мчалась вперед, таксист однозначно решил сегодня выговориться. Мы безмолвствовали... Свет фар, пронзая ночную тьму, уносил нас в поиске памяти в иные времена, далекие страны.
«...1847 г. Россия. Санкт-Петербург. Неистовый Виссарион задумчив. Взгляд гражданина и критика русской национальной литературы в поиске ответа на вопрос о личности человека обращен в себя. Он ловит себя на мысли, что чем живее созерцает внутри себя сущность личности, тем менее умеет определить её словами. По его разумению все великие поэты - личности по преимуществу. Их личности бессмертны, пока душа их в заветной лире жива. Поэты в своих созданиях передают потомству свою личность. Их особенный и оригинальный мир наполнен всеми красками, цветами их гармоничной личности. Как и жизнь, личность человека тайна. Как ему критику остаться на своем месте, не переходя ни на сторону славянофилов, ни гуманических космополитов. Весь вопрос в том, что народность - суть личности человечества. Без национальностей человечество было бы мертвым логическим абстрактом, словом без содержания, звуком без значения. Человеческое приходит к народу не извне, а из него самого, и всегда проявляется в нем национально. Путь прогресса лежит через национальность. Иначе нет прогресса. Когда народ поддается напору чуждых ему идей и обычаев, не имея в себе силы переработать их силой собственной национальности в собственную же сущность - тогда он гибнет политически.
Сочувствие и любовь народа к народу плод просвещения. Утешительное, гуманное явление. Но из этого отнюдь не следует, чтобы просвещение сглаживало народности и делало все народы похожими один на другой, как две капли воды. Напротив, наше время есть по преимуществу время сильного развития национальностей. Француз хочет быть французом и требует от немца, чтобы тот был немцем, и только на этом основании и интересуется им. В таких точно отношениях находятся теперь друг другу все европейские народы. А между тем они нещадно заимствуют друг у друга, нисколько не боясь повредить своей национальности. История говорит, что подобные опасения могут быть действительны только для народов нравственно бессильных и ничтожных. Древняя Эллада была наследницею всего предшествовавшего ей древнего мира».
Так размышлял Белинский в далеком, туманом объятом берегу Невы, не ведая того, что к этому его внутреннему монологу будут не раз обращаться новое поколение писателей - инженеры души человеческой.
28.08.1954 год. Казахстан. Алматы. Сабит Муханов. Из его статьи о поэзии:
«Великий русский критик Белинский за сто лет до нас сказал, что основа человеческой морали состоит в любви к своей собственной нации».
2005 год. Франция. Париж. Президент Франции Жак Ширак. Также задумчив, как и Белинский. Его волнует все тот же вопрос. Есть от чего задуматься