Семь раз на Олимпийских играх в Лондоне звучал Государственный гимн Казахстана в честь олимпийских чемпионов, наполняя счастьем и гордостью наши сердца, заставляя петь вместе с героями: «Менiң Қазақстаным». Эту любимую народом патриотическую песню Шамши Калдаякова на слова Жумекена Нажимеденова в 2006 году предложил сделать гимном страны Президент Нурсултан Назарбаев. Он же соединил ее слова с реалиями нового независимого Казахстана, став соавтором гимна.

Жумекен Нажимеденов написал стихотворение «Менiң Қазақстаным» в далеком 1956 году, когда ему был 21 год. Но такой силы и яркости был его незаурядный талант, что смог оставить свой след в духовной культуре народа. Поэт родился в Денгизском районе Гурьевской области, учился в Алматинской консерватории им. Курмангазы, окончил Высшие литературные курсы в Москве. Первый его лирический сборник «Нива» издан в 1961 году, затем ежегодно выходили новые книги «Свирель», «Своими глазами», «Свет и тепло», «Нет, нельзя забывать», «Баллада о цветке» и другие. В 70-х годах он становится автором романов «Белые барханы» (1973 г.), «Маленький» (1975), «Слава и шумиха» (1977). За книги стихов «Свет и тепло» и «Нет, нельзя забывать» Жумекен Нажимеденов удостоен премии Ленинского комсомола республики.

Но за внешней канвой этой вполне успешной биографии скрыта жизнь в напряженных творческих поисках, в постоянных драматических переживаниях, которые и приблизили его ранний уход в 48 лет. Прошло почти 30 лет со дня смерти поэта, а его поэзия продолжает свое возвращение к родному народу. Уже в новом веке вышли книги Жумекена Нажимеденова «Менiң Қазақстаным»в издательстве «Атамура» и «Я есть…» на русском языке в издательстве «Славия». Доктор филологических наук Бахыт Карибаева в эссе «Живой Жумекен» («Простор» № 11, 2011) пишет: «Жумекен – это песня, это симфония родного языка, образец национальной словесности. Сегодня приходит время поэта, сокрушавшегося когда-то в своих стихах: «Все сложно в жизни, брат, прости, что я в автобус, / Временем гонимый, не успел».

«Автобус Времени», в который не успел сесть Жумекен, сделал круг и вернулся к остановке, чтобы забрать терпеливого пассажира. Поэт садится в него, чтобы, как курьер, довезти в своих книгах казахское художественное слово до будущих поколений.

Общеизвестно, что новаторская поэзия его времени обо всем говорила громкими лозунгами, порой превращаясь в декламацию и декларацию. Но вот в русской поэзии 60-х годов поэты заговорили «шепотом», не воспроизводя в стихах «грохот» эпохи. И громоглас­ной казахской поэзии того времени Жумекен сумел вернуть камерность, задушевность, исповедальность, человечность, юмор и иронию.

Жумекен настолько большой поэт, что не замирает в изумлении перед вершиной Абая, но не перестает в то же время чувствовать себя его учеником:

Я вышел из дому, смеркалось,

Я в поисках себя пришел к тебе.

В казахской литературе Жумекен Нажимеденов стал совершенно уникальным явлением. Его поэзия предстает сегодня перед нами в светлом образе не просто «свободолюбивых мечтаний», но и жумекеновских «хождений по мукам», непростого служения своей эпохе. Начиная с популяризации наследия поэта и заканчивая научным исследованием его творчества, нужно искать новые пути, избавляясь от заскорузлых догматических методов. Как это делал он в своей поэзии».

В 2010 году Указом Главы государства Жумекену Нажимеденову и Шамши Калдаякову была присуждена Государственная премия Республики Казахстан (посмертно) – так был отмечен их вклад в создание одного из главных государственных символов страны – гимна Казахстана. «Они оставили нам огромное творческое наследие, ставшее национальным достоянием, – говорил на торжественной церемонии вручения наград Н. А. Назарбаев. – Мы гордимся нашим гимном, потому что его мелодия и слова отражают истинный дух нашего народа – стремление к свободе, беззаветную любовь к Родине, единство и устремленность в будущее».