(К 200-летию Махамбета)
Известным поэтом Жумекеном Нажимеденовым написано немало произведений, которые занимают особое место в казахской литературе. Его творчество как будто соткано из глубинных философских размышлений.
Одной из признанных работ Ж. Нажимеденова стала летопись Казахстана первой половины ХІХ века. События, связанные с народно-освободительным движением под предводительством Исатая и Махамбета, отразились в трудах поэта. Одна из таких работ – поэма – “Жаңғырық” (“Эхо”). Это повествование о судьбе Махамбета, которая переплетается с историческими событиями того времени.
Поэма “Жангырык” вошла в сборник Ж. Нажимеденова “Менің топырағым” (“Моя земля”) и вышла в свет в 1985 году, уже после смерти автора. Это драма о поражении в неравной борьбе за свободу, о переживаниях главного героя, о его скорби по погибшему другу, об одиночестве Махамбета, последних днях его жизни.
Интересна фабула поэмы. В первой главе повествуется о том, как после поражения одержимый гневом и горем Махамбет, несмотря на лютую зиму, собирается в путь. В попутчики к нему просится один джигит. Но батыр отказывает ему. Он хочет быть один и о своем одиночестве поет птице.
Одинокий всадник встречается в поле с прихвостнями султана. Путем обмана им удается взять Махамбета в плен. Заманив его в дом якобы погостить, они убивают безоружного батыра. Его голову приносят в дар султану. Султан, не показывая вида, что радуется гибели батыра, спрашивает у своих подчиненных, кто смел обезглавить Махамбета. И каждый, естественно, приписывает “подвиг” себе, надеясь на обещанное вознаграждение. Однако султан, вместо того чтобы вознаградить “героя”, приказывает отстегать его розгами. Наблюдавшая за всей этой картиной и озлобленная невежеством султана старушка (вымысел, выдумка поэта. – Авт.), взмахнув саблей, убивает повелителя. И никто из находящихся рядом не протягивает руку помощи падающему от удара султану.
Фантазия автора описывает Махамбета в подавленном настроении, показывает беспокойство героя. Жумекену Нажимеденову удалось раскрыть душевное состояние батыра, его переживания, а порой и отчаяние. И на прекрасном литературном языке донести до любителей его поэзии душевное смятение героя. Благодаря этому нам становятся близкими и понятными страдания Махамбета. Одинокому герою некуда себя деть – нет рядом с ним его верного друга, соратника, вождя Исатая. Подавлен бунт. Безысходность мучает батыра. Идейная неопределенность среди повстанцев, когда люди не до конца верили в свои силы, сомневались в победе, были подвержены страху, - не это ли одна из главных причин поражения восстания? В итоге погибли не только люди. Убита идея свободы, а вместе с ней и надежда. Батыр зол на таких “героев”, зол на свое одиночество. Ему казалось, что все в прошлом.
В одном из эпизодов автор отправляет батыра в дальний путь. Возможно, для того, чтобы притупить боль от всего пережитого, по замыслу поэта появляется в эпизоде молодой паренек. Он дает клятву верой и правдой служить Махамбету. Но никакими словами о верности и дружбе не растопить зачерствевшее сердце героя. Потому что, как говорит автор, он оставил на полях того сражения не только своего друга Исатая, но и веру в “героев”. Но он по-прежнему верен своему народу. Неужели перевелись в казахской степи настоящие джигиты, готовые к борьбе, умеющие постоять за угнетенный народ?
В своих стихах Жумекен Нажимеденов высоко оценивает истинных патриотов, мужественных сыновей, восхваляет подвиги предков.
Вторая глава поэмы построена на монологе Махамбета с птицей. Вдохновленный популярной песней акына “Кызгыш кус”, Нажимеденов смог полнее раскрыть боль и трагическую сущность поэта-батыра.
Читая поэму, как будто видишь перед собой величественную фигуру поэта. Это образ воина, не признающего поражения, во взгляде – ненависть к врагу. Он как будто рожден противостоять самой смерти и в то же время готов во имя народа, не задумываясь, отдать свою жизнь.
В портрете Махамбета воплощение мужества и отваги, людской мечты о настоящем защитнике. А тоска героя словно оживляет его образ. У человека, живущего думами о своем угнетенном народе, глаза всегда грустные.
Идея поэмы состоит в том, что нельзя лишать народ его веры и надежды. Нельзя оскорблять чистые помыслы человека, нельзя противостоять мечтам. Ничто не проходит бесследно. От совести, от людской молвы и памяти не скроешься. Ты умрешь, но люди не забудут содеянного тобой зла. Народное отрешение настигнет род, жестокость и унижение нельзя стереть из памяти.
Знаменательно и само название поэмы “Жаңғырық”. Это отзвук, как раскаты грома, сопровождающиеся яркой молнией, после которого обязательно пойдет дождь. Это в унисон звучащее эхо.
Каков же основной замысел поэмы? Автор создал образ Махамбета – исторической личности, мужественного человека, готового пожертвовать собой ради своего народа, в то же время это живой, страдающий, размышляющий человек. Ж. Нажимеденов рассказал о наших предках, которые ради свободы, чести шли на верную смерть. Батыры всегда будут жить в памяти народа как пример бескорыстной преданности и любви к своей земле...
(Газета “Казахстанская правда”, 26 сентября 2003 г.)