Жанузакова Фариза
Ленинская смена
29.10.1967г.


Его друзья о чем-то спорили, доказывали, горячились. А он сидел, неприметный и замкнутый. Я подумала: какой скучный и равнодушный человек. Ну хотя бы вмешался, слово сказал. Неужели разговор его не волнует? Словно разгадав мои мысли, один из товарищей обратился к нему:
– Эй, Жумекен, вымолви хоть словечко!
– Ты хочешь, чтобы он заговорил? – пошутили рядом. – Как же, дождешься. Скорее грянет гром среди ясного неба!
Ничего не ответил Жумекен. Лишь улыбнулся, взял в руки домбру. И потекла мелодия, сначала легкая и нежная, потом стремительная и торжественная. Едва касаясь струн, пальцы рождали величественную музыку. Он играл вдохновенно. Казалось, хотел выложить свою душу, рассказать о думах своих и переживаниях...
Такой он есть, Жумекен Нажмеденов, скромный и простой. И вовсе не скучный, как мне показалось в первый раз. Он привык разговаривать наедине с собой, любит уединение. Потому что он музыкант, а еще – поэт. Большой поэт и особенный.
Так уж сложилась его судьба. С четырех лет он играл на домбре, и все были уверены: вырастет из мальчика музыкант. Лишь сам Жумекен не придавал этому значения. В Гурьевской области, на родине Курмангазы, чуть ли не каждый второй играл на домбре. Разве всем суждено стать музыкантами? Нет, надо очень сильно любить свой край и землю, на которой родился и вырос, надо чувствовать эту бескрайнюю степь, слышать ее дыхание, знать ее историю. Виртуозно владеть инструментом – это еще не все, необходимо призвание. А в нем Жумекен сомневался.
И он решил испытать себя. После окончания школы поехал в Караганду и устроился на шахту. Здесь не место нытикам и колеблющимся. Здесь можно проверить свою волю. Он работал, а в свободное время играл на домбре. И друзья-шахтеры решили: поезжай-ка дружок в консерваторию. Твое место там.
Нажмеденов стал студентом Алма-Атинского института искусств. Профессор Ахмет Жубанов разгадал в юноше талант, начал обучать его мастерству исполнения. Все шло успешно. Все были довольны.
Один Жумекен не находил покоя и удовлетворения. Его влекла журналистика. Он писал стихи. Можно быть образованным и всесторонне одаренным человеком, можно иметь несколько профессий и увлечений и всюду делать успехи. Но призвание у человека одно. Только одному можно посвятить себя полностью, только одному отдать все силы и весь талант без остатка.
Жумекен понимал и любил музыку. Но больше любил поэзию. Его сердце стремилось к совершенству. Его мысли и думы ложились в ровные строки стихов. В поэзии он был откровеннее и точнее. И юноша оставил институт искусств.
Первые стихи появились на страницах областных и республиканских газет, в журнале «Жулдуз». Их заметили. О них заговорили. Подкупала необыкновенная простота, честность и задушевность его стихов. Никто не сомневался: у Нажмеденова большое будущее.
Его поэзия особенная, своеобразная. Если для поэзии Олжаса Сулейменова характерны гражданственность и эмоциональность, философская углубленность и пафос, а для стихов Кадыра Мырзалиева – раздумья, то для творчества Жумекена Нажмеденова – простота и музыкальность. Он пишет очень просто и доходчиво, мысли свои выражает свободно и ясно. Каждое слово емко и образно. Именно этим поэзия его подкупает и находит ключ к сердцам читателей.
Только настоящий художник слова, большой мастер может писать о сложном так просто. Это не значит, что его стихи не философичны. В мелодичных и напевных строках его заключена мысль. Он думает о жизни, о человеке, о его назначении.
Нажмеденов совсем еще молод. Его творческая биография только начинается. И мы верим, что человек, нашедший свое истинное призвание, создаст еще немало хороших произведений.
Сейчас Жумекен заведует секцией Союза Писателей Казахстана. Много и плодотворно работает.
Талант не имеет усталости. Талант не знает покоя.